Методическое пособие для учителей музыки общеобразовательных школ в рамках темы «средства музыкальной выразительности» icon

Методическое пособие для учителей музыки общеобразовательных школ в рамках темы «средства музыкальной выразительности»

Реклама:



Скачать 74.74 Kb.
НазваниеМетодическое пособие для учителей музыки общеобразовательных школ в рамках темы «средства музыкальной выразительности»
Дата28.04.2013
Размер74.74 Kb.
ТипМетодическое пособие
источник




Методическое пособие

для учителей музыки общеобразовательных школ

в рамках темы

«СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ»


Разработала

учитель музыки, МХК

МОУ СОШ № 65

Бугаёва Ирина Юрьевна.


Вступление.


… в конце концов всё сцеплено между собой,

всё держится за руку, всё повинуется тождес-

твенным невидимым началам, всё имеет те

же требования, всё причастно одной и той же

душе, одной и той же сущности в устрашаю-

щей и удивительной загадке жизни.

Морис Метерлинк


Мы слушаем или исполняем музыку. Задумываемся ли мы над тем, как осуществляется связь всех её элементов? Во время самого воспроизведения или эстетического восприятия музыки, конечно, нет. А в процессе изучения, анализа её, безусловно, да. Помогают ли теоретические знания, умение анализировать воспроизведению и восприятию музыки? Конечно, да!

Специфика предмета « Музыкальное искусство» в общеобразовательных школах предполагает более поверхностное, «облегчённое» (нежели в рамках ДМШ, ДШИ) изучение всех тем и разделов, предполагаемых в программе. Поэтому и стоит так остро вопрос о том, как лучше преподнести материал, не затрудняя излишней глубиной знаний учащихся, формирующих собой затем громадную массу простых слушателей немузыкантов. Весь этот багаж-груз ни в коем случае не должен лежать мёртвым балластом в сознании, он должен быть в помощь. Главной целью, становится то, что необходимо научить использовать его. С уверенностью могу сказать, что учащиеся уже начальных классов могут легко усвоить такие объёмные и сложные теоретические понятия, как мелодия, интонация, лад, ритм, темп, тембр, динамика, фактура, т.е. средства музыкальной выразительности. Понимание этого становится главной задачей при обучении детей младшего школьного возраста, что впоследствии становится основой восприятия любого музыкального произведения.

Научное мышление и творческая фантазия. Творческая фантазия в искусстве и научное мышление. Разве обходится одно без другого? Нет! Теоретическое подкрепление всех навыков должно обязательно проходить параллельно с творческими пробами учащихся – это и сочинение своих, пусть элементарных мелодических линий, ритмоформул, стихотворных четверостиший, рисунков к прослушанной музыке и прочее, прочее. Наверняка, кто-нибудь из детей сумеет, таким образом, в правильном русле развивать заложенные способности, а в конечном результате это поможет и в дальнейшем выборе профессии.

В данном цикле уроков «Средства музыкальной выразительности» автор старался подчеркнуть взаимосвязь всех средств музыкальной выразительности друг с другом, проводил параллели с другими видами искусств – поэзией, живописью; будоражил творческие струны души каждого ребёнка. Таким образом, фраза «искусство рождено самой жизнью», сказанная ещё А.Белым в 19 веке, является правдивой и актуальной, а от себя хочу добавить, что идеал красоты дан самой природой. Научить детей видеть и слышать эту красоту – вот наша главнейшая задача.


Мелодия.


Тщетно, художник, ты мнишь,

Что творений своих ты создатель…


А.К.Толстой


Мелодия – душа музыки.

Б.В. Асафьев


Мелодия (в переводе с греческого – пение, напев, песня) – это чудо природы и творческого гения человека. Никто не знает, а может быть, и никогда не узнает, как она зарождается, формируется и появляется на свет. Ни Орфей, ни Аполлон, ни кибернетика, ни компьютер не смогут объяснить этого. Зато когда она уже появилась, мы можем приступить к изучению и анализу мелодии, её строения, движения, динамики (а динамика и есть движение), ритма, интервалики, тембра и прочее. Кто-то из вас спросит, разве недостаточно того, что она услаждает наш слух, может его умиротворить или возбудить, а то и развлекать? Нет, не достаточно! Разве знание ботаники мешает нам воспринимать красоту цветка, его форму, краски, упиваться его ароматом?

Дать точное исчерпывающее определение понятию мелодии довольно затруднительно. Всё это происходит из-за большого разнообразия типов мелодии. Например, одноголосная и краткая народная песня, всё же представляющая собой законченное произведение; песня с аккомпанементом – это уже другой тип мелодии; мелодия, как зерно-ячейка большого полифонического произведения – фуги, - обрастающая другими мелодиями; или лейтмотивы оперных персонажей; наконец, фанфары средневековых немецких и французских герольдов. Итак, произведите «смотр-слушание» знакомых вам мелодий. (музыкальные примеры).

Мы часто говорим: «музыкальная речь». Действительно, между музыкой и словесной речью есть сходство. Речь в быту – средство общения между людьми, средство передачи информации, оформления мысли и слова.

Великий польский композитор-романтик Ф.Шопен вывел ряд тезисов о связи доречевого истока музыки с речевой сферой:

  1. Выражение мысли при помощи звука.

  2. Выражение чувства посредством звука.

  3. Искусство, проявляющееся в звуках, называется музыкой.

  4. Слово родилось из звука. Звук существовал до появления языка. Слово – род звука, пользуясь звуками, создают музыку.

  5. Чтобы создать музыку, нужно много звуков*.


Итак, мелодия – музыкальная мысль, выраженная одноголосно в относительно законченном построении.

Движение звуков всех мелодий можно зафиксировать в следующих нормах:

  1. Повторяющиеся одинаковые звуки (пример).

  2. Восходящее и нисходящее движение (пример).

  3. Движение плавное или скачками (пример).

  4. Волнообразное движение (пример).

  5. Опевание звука окружающими звуками (пример).

Продолжим сравнение между музыкальной и словесной речью. Речь, письменная и устная, обязательно делится на фразы, предложения. Музыка тоже. Приведённая ниже сравнительная схема поможет сравнить «знаки препинания» музыкальные и речевые:



предложение

фраза

мотив

Нота





музыка


звуки


буква

предложение

фраза

слово



поэзия


Мелодия –

  1. Последовательность звуков, связанных в единое целое.

  2. Главный голос.

  3. Развёрнутая музыкальная мысль.


Задание для учащихся: сочинить 5 вышеназванных вариантов мелодии (напеть).


Мелодия, наряду с поэзией, также имеет общность с телодвижением (в ходьбе, танце) – метроритмическую организацию. «Порядок в движении» - то, что их скрепляет.

Истинным истоком мелодии, конечно является народное музыкальное творчество, т.к. это выражение глубин коллективного народного сознания, возникшего естественным путём, эта культура питает профессиональное композиторское творчество.

Далее для учащихся звучат музыкальные фрагменты музыки разных народов, с яркой запоминающейся мелодией, н-р русская народная песня «Во поле берёза стояла», молдавский нар. наигрыши «Хора и сырба», европейская колядка «Риу,риу, чиу», и др.


Разучивание русской народной песни «Во поле берёза стояла».


*Николаев В. Шопен – педагог.- М.,1980. С.12-13.


Фактура.


Фактура (в пер. с латинского – обработка) – конкретный вид музыкальной «ткани», выраженный определённым складом, или иначе – строение музыкальной «ткани», учитывающее характер и соотношение составляющих её голосов.

Слушая или играя какое-либо произведение, мы каждый раз убеждаемся в конкретной реализации тех или иных элементов музыкального языка в зависимости от творческого замысла композитора. Произведение предстаёт перед нами не как механический набор средств выразительности, а как полнокровное художественное целое, где все элементы приобретают некую таинственную взаимосвязь и обусловленность. Нельзя поменять местами начало произведения и его продолжение.

Фактура, будучи конкретным выражением музыкальной ткани, представляет собой систему взаимодействия исторически отстоявшихся и индивидуальных форм. Существует классификация форм музыкальной ткани:



фактура




многоголосная

одноголосная




  1. Одноголосный тип фактуры: «Во поле берёза стояла» РНП.


аккомпанемент

подголоски

средние голоса



бас

мелодия

Элементы фактуры
Многоголосный тип фактуры: «В монастыре» М.П.Мусоргского.


Показать все элементы фактуры на примере «Сладкой грёзы» из «Детского альбома» П.И.Чайковского.


Фактура бывает очень разнообразной. Музыканты говорят о плотной, аккордовой фактуре или фактуре прозрачной, состоящей из 2-3 мелодических линий или мелодий и лёгкого аккомпанемента; о фактуре полифонической, которая может быть и прозрачной и плотной, в зависимости от числа входящих в неё голосов, и фактуре гомофонно-гармонической, то есть включающей в себя самые различные элементы в нужных для композитора сочетаниях. (примеры)

Таким образом, фактура – это «устройство» музыкального произведения, но устройство не «по горизонтали», а «по вертикали». Фактура – это словно бы «вертикальный разрез» звучащего музыкального пласта.


Рекомендуемый музыкальный материал:


И.С.Бах. ХТК Прелюдия и фуга № 1, 5, 7 (1 том).

Ф.Шопен. Этюд c-moll.

А.П.Бородин. 1 квартет, ч.2.

С.Слонимский. «Песни вольницы», №1.

В.А.Моцарт. Соната D-dur, 1 ч.

П.И.Чайковский «Детский альбом»

Добавить документ в свой блог или на сайт


Реклама:

Похожие:

Методическое пособие для учителей музыки общеобразовательных школ в рамках темы «средства музыкальной выразительности» iconМетодическое пособие по подготовке и оформлению дипломных работ для студентов всех специальностей ипссо мгпу
Методическое пособие составлено на основе нормативных документов Министерства образования и науки РФ и приказов ректора мгпу в. В....

Методическое пособие для учителей музыки общеобразовательных школ в рамках темы «средства музыкальной выразительности» iconМетодическое пособие для учителя. М.: «5 за знания», 2006. Intel «Обучение для будущего»: Учеб пособие. М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2006. 368с
Воронина Г. А. Естественнонаучное образование в профильных классах: методическое пособие: 10-11 классы. – М., Вентана-Граф, 2006

Методическое пособие для учителей музыки общеобразовательных школ в рамках темы «средства музыкальной выразительности» iconМетодическое пособие для студентов 1-го курса Стгма ставрополь, 2009 удк 57: 575
Данное методическое пособие по некоторым вопросам теории эволюции живой природы

Методическое пособие для учителей музыки общеобразовательных школ в рамках темы «средства музыкальной выразительности» iconМетодическое пособие для учителя. М.: «5 за знания», 2006. Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учеб пособие. М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2006. 368с
Воронина Г. А. Естественнонаучное образование в профильных классах: методическое пособие: 10-11 классы. – М., Вентана-Граф, 2006

Методическое пособие для учителей музыки общеобразовательных школ в рамках темы «средства музыкальной выразительности» iconМетодическое пособие по непрерывной практической подготовке для студентов направления подготовки
Учебно – методическое пособие составлено в соответствии с требованиями гос впо по направлению 080300. 68 «Коммерция», утвержденного...

Методическое пособие для учителей музыки общеобразовательных школ в рамках темы «средства музыкальной выразительности» iconУчебно-методическое пособие для студентов 1, 2 курса заочного обучения высших учебных заведений
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов-заочников (1-2 курсов) высших учебных заведений (факультетов) неязыковых...

Методическое пособие для учителей музыки общеобразовательных школ в рамках темы «средства музыкальной выразительности» iconУльяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Кафедра физико-математического образования Кудрявцев Ю. Н. Методы решения физических задач ульяновск
Учебно-методическое пособие предназначено для учителей физики, работающих в старших классах средних общеобразовательных учреждениях...

Методическое пособие для учителей музыки общеобразовательных школ в рамках темы «средства музыкальной выразительности» iconПротокол нтс № 2012 г. В. Н. Якунин учебно-методическое пособие дисциплины «Финансовое право»
Учебно-методическое пособие одобрено (рассмотрено) на заседании кафедры «Финансы и кредит»

Методическое пособие для учителей музыки общеобразовательных школ в рамках темы «средства музыкальной выразительности» iconУчебно-методическое пособие по непрерывной практической подготовке для студентов
...

Методическое пособие для учителей музыки общеобразовательных школ в рамках темы «средства музыкальной выразительности» iconПротокол нтс № 2012 г. В. Н. Якунин учебно-методическое пособие дисциплины «Введение в профессию»
Учебно-методическое пособие одобрено (рассмотрено) на заседании кафедры «Финансы и кредит»

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©shkoleniy.ru 2000-2013
При копировании материала укажите ссылку.
обратиться к администрации
Документы